Привет, киноман!

Мои фильмы  Настройки  Юзерпик  Пользователи     Вход
   

Отзывы на фильм «Блокпост»

Отзывы:
Написать
Читать
0
tumulus, 9 февраля 2010 01:52
Военно-патриотический психоз, порой охватывающий отнюдь не воинственных коммунистов старой закалки, которые тоскуют об эпохе, «когда все нас боялись», но и совсем юных парней, видимо, не доигравших в игру «Зарница» (а то и не заставших её) или в какую-нибудь иную современную компьютерную «стрелялку», заставляет предположить наличие в них не столько природной агрессивности, сколько не выявленной и не сублимированной энергии. Юноши рвутся на войну — хотя одновременно немало призывников «косят от армии». Ветераны-афганцы (а теперь ещё и участники войны в Чечне) кроют последними словами ту власть, которая их послала на бессмысленную бойню — но разве были у нас, как в Америке 60-х, нередкие случаи демонстративного сожжения повесток?! Хочется понять тех, кто пошёл воевать — ни возненавидеть их, ни превознести до небес, а именно почувствовать, уловить, «проинтуичить»: что же такого неведомо привлекательного и манящего есть в «пейзаже во время битвы»?!

«Блокпост» начинаешь смотреть не без заведомого раздражения — неужто предстоит пройти ещё одно «Чистилище», тем более что среди продюсеров значится имя Константина Эрнста, руководителя единственного телеканала, которому хватило цинизма и пошлости, чтобы показать редкостный образчик нахально-самодеятельного кино, который был сотворён Александром Невзоровым, давно амбициозно желавшим превратить свои «600 секунд» в «600 веков». Прежде всего, не хотелось лицезреть очередную просветительскую агитку — не важно, с каким знаком и пафосом.

И первые сцены картины Александра Рогожкина тоже настораживают, потому что в них поневоле видится желание патриотично и даже по-отечески поддержать этих молодых парней, преимущественно городских, которые оказались вдали от дома, воюют неизвестно за что, да и война какая-то странная — непонятно с кем и непривычно как. То есть не передовая с чётко ощущаемой линией фронта, а будто засада в тылу врага, хотя воины обязаны в открытую выполнять свою функцию «проверки на дорогах», пусть и трудно отличить мирного жителя (и даже юную жительницу!) от опасного потенциального противника, настоящего профессионала своего «убийственного дела».

Если уж искать знакомую аналогию, то из бесконечной (и чего греха таить — чаще всего профанирующей эту тему) серии фильмов о Великой Отечественной войне надо бы вспомнить вовсе не ленты о диверсионных группах разведчиков или отрядах партизан, которые устраивают рейды вдали от передовой, а (как это ни оскорбительно) представить себе ненавистных фашистов, охраняющих какой-либо пост на просёлочной дороге где-нибудь на Брянщине. Ведь «тоже люди», говоря словами толстовского героя, натурального пацифиста. Их также послали на войну — ну, не из Москвы и Питера, а из Берлина и Гамбурга. И разве они не хотели просто выжить, по-своему не приспосабливались к нелёгким для себя условиям в чужой стране? Почему мы готовы относиться по-человечески только к братьям по крови, вере и классу — и словно забываем вообще об антропоморфизме, когда речь заходит о врагах?

Помнится, в одном из ранних фантастических произведений братьев Стругацких герой запоздало начинает страдать из-за того, что почти инстинктивно уничтожил на далёкой планете некое абсолютно не антропоморфное существо, которое вело-то себя как разумное и готовое к контакту. Вот и нам не следует ли отстраниться от ситуации противопоставления «наши — не наши», чтобы ужаснуться не только от того, через какой ад прошли российские ребята в Чечне, а, может, в большей степени — по причине открытия столь неприятной истины, что «свои» там были «чужими», как и немцы для нас во время Великой Отечественной.

Другое сопоставление, которое надо сделать в отношении «Блокпоста», чтобы верно оценить его значение для отечественного кино (другое дело, что мало кто с этим согласится — куда приятнее восторгаться не лишённым фальши «Кавказским пленником» или кощунственно ставить рядом «Чистилище» и... «Апокалипсис сегодня»), это сравнение работы Александра Рогожкина с честной и беспощадной американской лентой «Военные потери» Брайана Де Пальмы. Кстати, ей по-хорошему завидовал Стивен Спилберг, называя лучшим произведением о Вьетнаме и желая снять нечто подобное по художественному, а главное — по этическому уровню, что отчасти он и осуществил почти десять лет спустя в «Спасении рядового Райана».

Между прочим, картина Де Пальмы вызвала неприятие у самих ветеранов войны в Индокитае, кого не задело, кажется, ничто другое, включая залихватские боевики «Рэмбо: Первая кровь, часть II» или «Пропавшие без вести на поле боя». И дело даже не в том, что реальная история бесчинств американских солдат во Вьетнаме оскорбила патриотические чувства их многих сограждан, которым всё-таки хотелось бы верить, что парни сражались отважно и вели себя достойно по отношению к мирному населению. В «Военных потерях» очередная операция «по зачистке территории» и вообще эта война, ведущаяся в стороне от передовой, больше похожа на якобы мирную жизнь с крутыми криминальными разборками, где жить и выживать намного труднее ещё из-за того, что приходится выдавать особо провинившихся подельников органам правосудия.

Конечно, в «Блокпосте» всё не так трагично и жестоко — и в качестве своеобразного «предателя» выступает генерал в исполнении Алексея Булдакова, как бы заскочивший сюда в промежутке между «Особенностями национальной охоты» и «Особенностями национальной рыбалки». Но кажущаяся анекдотичность этого случая, как и довольно весёлое времяпрепровождение молодых солдат на войне (у нас-то больше привыкли воевать на экране с хмурыми и серьёзными лицами), по причине своей будничности и житейской понятности производят впоследствии более тягостное впечатление, когда всё кончается обидно, вообще по-дурацки пролитой кровью. Беспечность и удаль оборачиваются нелепыми смертями, что, в принципе, чуть ли не в нутре (и в натуре!) немалого числа соотечественников, куда более активно и скоропостижно гибнущих на «пьяном фронте».

Те, кто считает рогожкинские фильмы про «Особенности...» лишь бездумными комедиями, разошедшимися на присказки и анекдоты, видимо, не ощущают тревожной ноты, которая, разумеется, сильнее прорывается и в его трагикомических лентах «Акт» и «Жизнь с идиотом», и в поистине трагических картинах «Караул» и «Чекист». У нас всё делается наобум и взахлёб, вопреки и на авось. Как живём — так и воюем! Особенно же впопыхах и расшибая лоб, когда не знаем, а на чьей мы стороне?
Интересная рецензия? Нет Да 
(Чтобы проголосовать, потребуется авторизоваться или зарегистрироваться.)

Напишите свою рецензию

Вот это тоже интересно
Ваш любимый сайт становится ближе Вам!
Сайт без пользователей существовать не может. Поэтому мы обращаемся к нашим постоянным и новым посетителям с предложением о сотрудничестве. Оставляйте свои отзывы, коментарии и обзоры на интересные Вам фильмы. Самые активные пользователи получат статус редакторов сайта и смогут добалять собственные материалы на сайт без предварительной модерации. Вместе мы станем интереснее и лучше! Отсылайте Ваши предложения и пожелания нам, используя форму для обратной связи.





Наши партнеры:

При полной или частичной перепечатке авторских материалов гиперссылка на «Киноанонс» обязательна.
Реклама на сайте  Обратная связь  Нашли ошибку?  WAP  RSS  
© 2005?2021 «Киноанонс.ру»