Отзывы на фильм «Нежность» |
|||
Отзывы:
Читать |
0 В этом фильме всего лишь 24-летнего Эльёра Ишмухамедова (а через три года — в его же ленте «Влюблённые») Родион Нахапетов сыграл не просто обаятельного, душевного, внутренне цельного, щедро растрачивающего запасы доброты молодого человека, но и настоящего героя того времени, представителя поколения, чья юность пришлась на вторую половину 60-х годов. И сейчас, в первую очередь, поражает то, как точно схвачен в этих картинах дух времени. Однако легче воспроизвести его внешний, узнаваемый облик, черты современника, какие-то приметы эпохи. А вот, сколько фильмов и героев исчезло, так и не запомнившись!
Авторское чувство времени может возникнуть только из личностного отношения ко всему происходящему в кадре, а главное — за кадром, в том самом настоящем, когда создаётся лента. Время, пропущенное сквозь собственную судьбу, осознанное и пережитое, входит в произведение как ток, ощущается как нерв. И только лишь внутренние затраты, необходимые для создания образа, определяют его весомость и созвучие с эпохой. Хотя существует некая тайна взаимоотношения героя и времени, и мы иногда сами не догадываемся: почему в данный момент оказался нужен именно этот герой? И не всегда сразу принимаем его — необходима дистанция, чтобы понять, что герой не случаен, а типичен, выражает наши мысли и надежды. Главное же — неотъемлемо связан с поколением, к которому он принадлежит... В отличие, например, от картин Марлена Хуциева, тоже рассказывающих о тех, кто родился накануне или во время войны, «Нежность» и «Влюблённые» обращены, прежде всего, к настоящему, но воспоминание о прошлом является для главных персонажей своеобразной точкой отсчёта и совестью. И их собственная судьба не исчерпывается тем, что происходит с ними в данный момент. Герои Родиона Нахапетова имеют сложную, порой трагическую биографию — трудное послевоенное детство, жизнь в детдоме, без родителей и родных, лишения юности, когда приходилось самим пробивать дорогу в жизни, искать своё место в мире. Но навсегда в личной памяти остались уроки человечности и доброты самых разных людей, принявших посильное участие в судьбах детей войны; и ещё более окрепла с годами их искренняя и нежная привязанность к друзьям детских лет, необходимость помощи друг другу... Тимур в «Нежности» признаётся Лене в любви, вообще-то заранее зная, что она ответит «нет»: он убеждён, что девушка любит другого. Но с Леной связана вся жизнь, начиная с детства. И Тимура мучает возникшее между ними непонимание, он пытается всё высказать уходящей от объяснений Лене. А услышав от неё горькое «нет», даже не покажет вида, что растерян — будет шутить, говорить глупости, веселиться в компании друзей, вспоминать о карнавале, когда люди улыбаются, хотя им очень грустно. И только девочке Мамуре он может признаться, что даже самый близкий человек способен сделать невыносимо больно, а ещё поведать ей о чувстве бесконечной нежности, которое испытывала героиня рассказа Анри Барбюса к своему любимому, решив уйти из жизни так, чтобы тот узнал об этом лишь много лет спустя, без боли и страданий. Вот и Тимур держится мужественно, с достоинством, а в душе-то покоя нет — не хочет примириться, быть более снисходительным к людям и прощать их ошибки. Лишь позже ему станет известно, как Лена спасла ребёнка, а сама умерла — не выдержало её больное сердце. И с опозданием поймёт, как был не прав и жесток, не видел искренних чувств и нежности Лены, которая боялась сделать несчастным другого человека из-за своей неизлечимой болезни. Тимур не ищет для себя оправдания — и накопившиеся эмоции выхлёстываются наружу. Ему трудно опомниться от внезапной душевной раны, осознать непоправимость собственной ошибки. Но этот урок Тимур не забудет уже никогда.
|
|
Наши партнеры:
При полной или частичной перепечатке авторских материалов гиперссылка на «Киноанонс» обязательна.
|
|
|