Отзывы на фильм «Завтра была война» |
|||
Отзывы:
Читать |
0 Одноимённая повесть Бориса Васильева фиксирует в самом названии не только знание автора о том, что ещё неведомо героям, хотя предчувствие скорой и неизбежной войны было, как говорится, уже разлито в воздухе. Другое дело, что отношение к грядущим сражениям представлялось тем, кто был особенно молод и нетерпеливо рвался в бой — в Испанию, на Халхин-Гол, на белофинскую войну... — восторженно оптимистическим и ура-социалистическим. Поскольку даже вопроса не стояло о патриотических чувствах и отечестве, а всё определялось с классовых и идеологических позиций: как победа пролетарской Красной Армии над своеобразным «войском буржуинов».
Вот и в шапкозакидательской предвоенной ленте «Если завтра война» (и её тоже имел в виду писатель, с горьким сожалением переставив слова в заголовке и отослав беспечное сослагательное наклонение в законченное прошедшее время), которая немало навредила из-за создания ложного образа лёгкой и молниеносной битвы с противником, всё было похоже на учебную игру в поддавки и одновременно на торжественный парад войск. Военная реальность оказалась трагичнее и мучительнее в немалой степени ещё и потому, что многомиллионному народу чисто психологически трудно было переломить в себе приступ захлёбывающегося энтузиазма и радостно-светлого восприятия мира, столь свойственного эпохе 30-х годов, несмотря на бесконечный поиск скрытых врагов и начавшиеся массовые репрессии. Как раз в повести «Завтра была война» и в дебютном фильме 32-летнего режиссёра Юрия Кары, который тонко и проникновенно вместе со всем преимущественно молодым коллективом почувствовал нерв давно ушедшего времени, становится наиболее безжалостным и пронзающим душу откровением это резкое и неотвратимое столкновение юных иллюзий, надежд и верований — с чуждой и враждебной действительностью. По сути, сюжетный и стилистический принцип сшибки двух противостоящих миров: красоты, невинности и молодости — с безобразным, подлым и смертоубийственным, оказывается чуть ли не тем же самым, как и в другой повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Школьники из провинциального городка, которые впервые встречаются с проявлениями человеческого предательства, обмана, лицемерия (что на государственном уровне привело уже к насаждению системы доносов, арестов и быстрой расправы без разбору, со всеми, кто под руку попадётся), никогда не видели отнюдь не мифически-выдуманных врагов, а именно во плоти и рядом с собой, таких же живых людей, как и они сами. И эти десятиклассники ведь мало чем отличаются от ещё не успевших повзрослеть, прекраснодушных да и внешне прекрасных девчонок, которые вдали от передовой напоролись на немецкий десант и погибли нелепой смертью. Прекрасная история, написанная мастером слова Борисом Васильевым, о подростках, живущих в предвоенном Советском Союзе, где Товарищ Сталин и партия являются определяющим фактором жизни. Замечательные персонажи истории, каждый со своим характером, своими переживаниями, взглядами и целями. Их любовь, их страхи, переживания, дружба — с одной стороны и пресловутая партия — с другой. Период репрессий и неспокойства коснулся и этих детей... Но их душа и их человечность, их максимализм и юношеская смелость неременно должны взять верх над ненужными правилами и нормами, над строгими учителями и работниками партии. Ведь человеческие ценности превыше всего. То, что режиссёр Станислав Ростоцкий не очень-то безгрешно и искусно стремился воплотить в экранизации «А зори здесь тихие...» в серии воспоминаний о безмятежной довоенной юности героинь, как раз подробнее развёрнуто здесь в качестве подлинной предыстории молодого поколения, которое ушло на войну и в большинстве своём сложило головы на полях сражений. Но как ни кощунственно это прозвучит, для многих смерть в бою с иноземными захватчиками оказалась даже спасением от уничтожения в лагерях родимого отечества. И не поэтому ли название «Завтра была война», которое должно было бы восприниматься исключительно скорбно и безутешно, приобретает необъяснимо просветлённое значение — умереть со щитом всегда было достойнее, чем на щите. Чего уж говорить о том, что для выживших и уцелевших на войне она парадоксально стала если не лучшим временем жизни, то безусловным мерилом истинных человеческих ценностей. Если год был плохой, то обычно говорят — следующий будет лучше. Так и герои данного фильма так считают. Они, ученики 9-го класса средней школы, пережили за этот год многое: первую любовь, предательство, ложь, дружбу, смерть близких. Нам из века XXI трудно понять поступки, которыми руководствовались школьники и взрослые тридцатых годов. Верой ли в идеалы справедливости, партию, светлое будущее руководствовались герои фильма мне неведомо, но то, что они старались быть и были искренними, честными в своих поступках, порой не благовидных (из сегодняшнего времени), это точно. Могла ли Валендра (Вера Алентова) не проводить собрание с осуждением отца «врага народа» его дочерью? Наверное, да, если проявила бы принципиальность и дождалась решения суда, о чем ей сказал представитель комитета комсомола на собрании, но как говорится времена были суровые и по принципу «раз посадили, значит виноват» жили многие. Но так ли она виновата — когда из каждого репродуктора, с каждого плаката только и неслось «Враг не дремлет!». Первая любовь показана на примерах Искры и Вики. Как они не похожи! Комсомольский лидер-олицетворение времени и утонченная юная женщина, одна дружит (буду последовательным во временных обозначениях) с парнем с завода, который начинает приспосабливается ко временам и нравам, в другую влюблен одноклассник, и именно на ее долю выпадает «жребий судьбы» осудить своего отца. И концовка их «дружб» соответствует характерам, признающая черное и белое Искра «посылает» незадачливого ухажера, а Викин одноклассник получает поцелуй. Последний в Викиной жизни. Такая вот незамысловатая любовная линия на фоне грозовых годов. Смерть Вики и конфликт поколений, конфликт мировоззрений и кризис веры в идеалы проносятся перед глазами вихрем, мы поражаемся чуткости и любви к детям директора школы, четкой партийной дисциплине матери Искры (даже имени ее не звучит: «товарищ Полякова» — четко как удар штыка), юношескому максимализму учеников 9 «Б», их дружбе и взаимной поддержке, вере в лучшее. Русланова («товарищ Полякова») и Никоненко (директор школы) просто и доступно несут отпечаток времени, нет фальши в их словах и поступках. Алентова (не самая любимая мной актриса) не вызывает никаких нареканий в роли «сухой» учительницы. Молодые актрисы Тархова (Вика), Чериченко (Искра), Негода (Зина) (и до «маленькой Веры» остается еще год) оставляют самое приятное впечатление. Актерский ансамбль подобран очень хорошо создается полное погружение во время не только декорациями, диалогами, но и визуальным рядом лиц героев. Пережившие потрясения герой живут надеждой следующего года, что тяжелый високосный (1940) год закончится и следующий (1941) будет счастливый, все будет хорошо у героев — раны затянутся, герои по предсказанию «Пифии» (Искры) будут жить долго и счастливо и сделают очень много для своей страны, и завтра будет лучше, чем вчера. А завтра была война... Изумительный по своей силе фильм, который набирает обороты к концу и в самом конце сжимающий сердце и захватывающий дух.
|
|
Наши партнеры:
При полной или частичной перепечатке авторских материалов гиперссылка на «Киноанонс» обязательна.
|
|
|