Гонимые |
|||
Форум фильма (1)
Кадры (11)
Пресса (1)
|
На экраны страны вышла первая часть грандиозного интернационального проекта «Монгол» режиссера Сергея Бодрова-старшего. Чингисхан — величайший из полководцев. Стратег, уму которого покорилась половина цивилизованного мира. Мудрец, чьи законы сохраняли мир не одно столетие. Легендарная личность, для монгольских народов граничащая с Богом, национальный герой не одной страны. «Человек тысячелетия», как нарекли его на западе уже в наше время. Его вклад в культуру и общее развитие покоренных народов трудно переоценить, а его след в мировой истории не имеет равных. Теперь должно быть приблизительно понятно, какой груз ответственности ложится на того режиссера, что вознамерится измерить жизненный путь Чингисхана километрами пленки. Человечество не раз пыталось взять эту вершину: к примеру, в Голливуде когда-то выходила жуткая клюква с Омаром Шарифом в роли Чингисхана, где массовка вряд ли насчитывала и сотню человек, а войска больше походили на шайки грабителей. Но время не стоит на месте, и современные технологии уже позволяют достоверно показать и численность монгольской армии, и масштабность боев, однако как всегда во главу угла ставится талант и опыт режиссера. К счастью, очередную попытку сделать из Чингисхана киногероя предпринял мэтр отечественного кино Сергей Бодров-старший, возглавляющий команду профессионалов из разных стран мира. Печальный опыт «Кочевника», к процессу съемок которого Бодров подключился, чуть ли не на стадии монтажа, несколько снизил авторитет режиссера. Однако уже до премьеры «Монгола» было известно, что на тех фронтах, где проиграл «Кочевник», «Монгол», если не одержал победу, то, по крайней мере, заключил перемирие. Безглазое дитя семи нянек, «Кочевник», как теперь становится ясно, был лишь тренировкой для Бодрова, пробой нового для себя жанра, и из всех ошибок были вынесены уроки. К примеру, Чингисхана в «Монголе» чуть было не сыграл американский молодежный актер Чанинг Татум, которого в последний момент сменили на Таданобу Асано, известного широкой публике по роли несчастного ронина из «Затойчи» Такеши Китано. Стоит ли говорить, что к исполнению своей прямой обязанности японский лицедей подошел с полной самоотдачей, ведь и в Японии фигура Чингисхана вызывает благоговейный трепет. Основой для сюжета послужило жизнеописание Темучжина, в последствии провозглашенного Чингисханом — ханом всех племен Монголии. Один из самых популярных литературных источников этой истории — роман «Жестокий век» советского писателя Исая Калашникова, основанного в свою очередь на древней летописи «Сокровенное Сказание Монголов». Свою книгу писатель, как и режиссер, разделил на две части, назвав их соответственно «Гонимые» и «Гонители». Уже из названий ясно, в каком качестве предстают Темучжин и его соратники в этих частях. С фильмом Бодрова та же история: «Монгол. Часть первая», вышедший на днях на экраны страны, охватывает промежуток из жизни Темучжина от малолетнего сватовства на дочери враждебных меркитов, до принятия им титула Чингисхана, что знаменует об объединении всех монгольских народов, доселе раздираемых междоусобицами. Сразу стоит подчеркнуть, что неприятностей, связанных с разделением фильма на две части, удалось избежать. Во-первых, первый фильм самодостаточен: к финалу все вопросы решены, все враги повержены, а краткие финальные титры избавляют зрителя от необходимости смотреть вторую часть. Во-вторых, абсолютно все сцены, показанные в кинотеатральном ролике, содержатся именно в первом фильме. В-третьих, уже в названии фильма указано, что это только первая часть. В общем, стоит отдать должное продюсерам ленты, сумевшим уберечь имя Чингисхана от какого-либо скандала, наподобие недоразумений с «Параграфом 78». Что касается самого фильма, то он хоть и далек от шедевра, но определенно заслуживает того, чтобы его посмотрел любой, кто интересуется культурой древних монголов. Красота монгольских степей, тщательно воссозданный быт кочевников, бережно сохраненный язык (фильм идет с закадровым голосом) и традиции, самобытная музыка и горловое пение — этот фильм снят даже не с интересом, а с восхищением чужой культурой. Впрочем, монгольская пастораль в глазах среднего зрителя никогда не перевесит батальные сцены, которых в фильме хоть и не так много, но качество их исполнения внушает надежды, что вторая часть, в которой и битв, и декораций должно быть больше, будет по настоящему эпической. Разговоры в «Монголе» скроены из односложных реплик, основная цель которых — подчеркнуть дикость нравов древних монголов и объяснить этику установленных Чингисханом законов. Поговорка «Человек человеку — волк» приобретает здесь новое звучание, ведь Темучжин происходил из рода, название которого со старо-монгольского переводится как «Синий волк». С точки зрения драматургии, «Монгол» однако ничем похвастаться не может. Сюжет разыгрывает стандартную схему «Враги сожгли родную хату» с последующим победоносным возвращением в родные пенаты заматеревшего героя. Впрочем, и «Гладиатор», и «Храброе сердце» построены по той же схеме, и никого это не смущает. Однако в отличие от своих соседей по жанру, «Монгол» слегка страдает от пунктирного повествования. И на это есть свое объяснение: в погоне за достоверностью дискретный рассказ предпочтительней затянутой документалистики, чего «Монгол» с успехом избежал. Теглайн фильма гласит: «Не презирай слабого детеныша — он может оказаться сыном тигра». Выражая искреннюю веру в светлое будущее отечественного кинематографа, эту древнюю монгольскую поговорку можно перефразировать так: «Не презирай российский блокбастер — он может оказаться хорошим фильмом». И ведь правда может. Константин Волков, Киноанонс, 21 сентября 2007 Добавить рецензию на News2Вот это тоже интересно |
|
При полной или частичной перепечатке авторских материалов гиперссылка на «Киноанонс» обязательна.
|
|
|