|
Кадры (20)
|
Петербургские студия «Мельница» и кинокомпания СТВ отправили на подвиги ратные второго былинного русского богатыря — Добрыню. С каждой новой работой этих двух творческих структур радостно-добровольно бежит знакомиться всякий вменяемый писатель про кино — чтобы потом бодро отрапортовать аудитории о своих впечатлениях. Хотя аудитория и совершенно самостоятельно валом повалит что на игровые фильмы СТВ (сколько там второй «Бумер» уже привез твердой валюты?), что на анимацию «Мельницы». И так до сих пор получалось, что провальных вещей у этих двух фильмопроизводителей не было. Наоборот. «Ненасытный кошелек», который отчаянно жжет карман в наше тяжелое время буквально всем: и богатым, и бедным, — вот такую актуальность выбрали авторы фильма (сценарий Максима Свешникова, Александра Боярского, Ильи Максимова, режиссер Илья Максимов) и не прогадали. Потому что ухитрились совместить мифологему «новые русские» с назидательной сутью национального героического эпоса. Между прочим, не сильно-то народу его богатыри известны — только и знаем в большинстве своем, что Илья Муромец спал на печи тридцать лет и три года, а потом Соловья Разбойника победил. (Игровой фильм 1956 года про «главного богатыря», созданный великим Александром Птушко, хоть и был восстановлен в 2001-м и перезаписан в DOLBY, в прокат не попал — жаль, видевшие говорят, что «Властелины колец» отдыхают.) Только и видали что репродукцию картины Васнецова в школьных учебниках, по стенкам в очень архаическом общепите да на стародавних фантиках. И даже судьбоносный перекресток с камнем, где предуведомляется «Направо пойдешь… налево пойдешь…», ассоциируется в основном с каким-то безымянным защитником Отечества. И вот подоспел «Добрыня Никитич…». Который, во-первых, играючи доказывает: «новые русские» — «старые». То есть, они были всегда, ибо природа человеческая неизменна. Во-вторых, демонстрирует: в принципе, возможны настоящие «новые русские» — и Князю послужат, и слабых выручат, и друга не предадут, и юнца воспитают; правда, надо быть для этого всего — богатырем. В-третьих, все это делает весьма и весьма забавно. Я понятно объясняю? Попросту говоря: жил-был Колыван, так называемый предприниматель. Тот, который не работу работал, а жульничал да интриги плел. Ну, и везло ему до поры до времени, как же без того. И оказалось, что сильные мира сего ему должны, — и Князь Киевский, и хан Бекет, и Змей Горыныч, и Баба Яга. В сложные узоры сплетены отношения между всеми действующими лицами и, прошу прощения, мордами. А построен «орнамент» вокруг князевой племянницы Забавы и княжеского гонца Елисея. И лишь Добрыня Никитич способен все узлы разрубить, всем козням воспрепятствовать, Князю помочь — по службе ратной, а Забаве — из справедливости и доброты. И если молоденький Алеша Попович носил в себе силушку богатырскую, невеликий ум и понятное каждому русскому эдакое везучее невезение, то Добрыня — не мальчик, но муж. Полностью роль каждого из трех богатырей станет ясна с выпуском той же «Мельницей» завершающей части трилогии о богатырях — картины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (работа начата, режиссер — Владимир Торопчин), но уже сейчас можно сделать некоторые выводы. О «взрослом» содержании второго фильма всего проекта мы уже начали разговор. Оно тем более примечательно, что в игровом кино подобных историко-патриотических смыслов я что-то не припомню. Время их еще не пришло — до сих пор почти сплошь либо шуткует наше кино, либо ненатурально кровянится, либо фантазирует на иных культурных моделях. Но и подан «Добрыня Никитич…», в отличие от «Алеши Поповича…», уже не только как малышовая забава, но как зрелище семейное — для людей разных возрастов, образования и круга интересов. Прикиньте сами. Все отсылки к «ново-русскому» анекдотическому пласту — фразочки типа «Я понятно объясняю?», «Я работаю один» или «Упал-отжался», а также реплики о новой шубе — для, как говорится, резидентов. Для них/нас и цитаты из культовых фильмов советской и новейшей эпох: от «Вертикали» и «Место встречи изменить нельзя» (с особым, хотя и подсознательным, наверное, учетом «положительной» хрипоты Высоцкого и неоднозначности его киногероев) до «Семнадцати мгновений весны» и «Брата» (в последнем случае, конечно, наличествует еще и классическая «домашняя радость» — я понятно говорю?). И если вы думаете, что это изобретение эпохи постмодернизма, то можете вспомнить опыт «Ну, погоди!». Где все аллюзии провоцировались музыкой песенных шлягеров, то есть, по сути, — звучащие ноты обозначали слова и контексты. Еще в «Добрыне» — очевидная насмешка над зигзагом истории, которая привела к тому, что Киев, мать городов русских, нынче столица другого совсем государства (как это детям-то объяснить, вот вопрос). Еще — ирония относительно «старинного русского обычая голосовать». И киноманские штучки вроде битвы с тевтонскими рыцарями, приснившейся Добрыне. И даже шекспировский Бирнамский лес легко вспоминается. А кроме того — чудесная психо-филологическая игра, на которую авторов навел трехголовый Змей Горыныч, выражающийся так: «Вообще-то, мы болен. То есть, я больны». И отсыл ко всему комплексу понятий о мужском-женском и, пардон, причинном, которое составляет половину культуры вообще, а отечественной — даже более половины (имею в виду и так называемую ненормативную лексику). Очень мягкий отсыл, изящный: Князь хочет, чтобы Забавушка выбрала жениха по их портретам, нарисованным не на чем-нибудь, а на яйцах. Совсем все же, согласитесь, взрослая шутка. Все это совершенно сознательная стратегия продюсеров картины, которые признались, что несколько прогадали с позиционированием «Алеши Поповича…». Тот фильм был объявлен как детский — а потому шел на ранних сеансах с недорогими билетами и, соответственно, выручки принес меньше, чем мог. Это не значит, разумеется, что за аналогичный товар вы теперь заплатите больше, — нынче и товар «дороже». Ибо, повторю, авторы постарались сделать картину многослойной. Самые юные увидят хрестоматийных сказочных героев: там будет даже Избушка на Курьих Ножках. Вернее — Избища на Курьих Ногах. И взрослые подивятся новому ладу старых сюжетов и новым способностям прежних героев. Пример такого переосмысления — да вот хотя бы пресловутый многомиллионный «Шрек». Кстати, многие рецензенты активно упрекали создателей «Алеши Поповича…» в заимствованиях оттуда. В частности, мол, дико разговорчивый конь Гай Юлий Цезарь — копия Ослика-болтуна. «Ответ Чемберлену» выглядит так: в «Добрыне…» богатырским транспортным средством выступает верблюд, который не произносит ни звука. Притом что любой мало-мальски насмотренный современной анимации зритель уже просто ждет от верблюда хотя бы одного словечка!.. Есть и структурообразующий момент в первой и второй части проекта — вставной номер. В «Алеше Поповиче…», вы помните, было замечательное блуждание героев в березняке. В этом эпизоде режиссер Константин Бронзит, во-первых, показал себя удивительным лириком. А во-вторых, прорвался со своим «авторским кино» через требования «анимационного блокбастера», делаемого фабричным способом. В «Добрыне Никитиче…» такого сверхчуда не случилось — Илья Максимов выдает незамысловатый клип: три девахи в сарафанах-кокошниках поют-пляшут, традиционно пародируя нынешнюю, давно уже неактуальную, попсу. Довольно прямой получился фрагмент, не характерный, мне кажется, для общего строя фильма. Гораздо более тонкий пример жанровой игры — эпизод с Добрыней и Горынычем у болота (подробнее не буду, чтобы не выдать одной из замечательнейших фишек сюжета). Сцена решена в стиле классической оперы: герой должен действовать, иначе случится непоправимое, а он все поет и поет… Ужасно смешно получилось. Как, впрочем, и картина в целом. Вы не заскучаете. Надеюсь, я понятно объяснила… Ольга Шервуд, ЮГА.ру, 13 марта 2006 |
Отключимобильник перед началом сеанса.
Чтобы быть в курсе кто звонил, пока телефон был отключен, достаточно подключить соответствующую услугу. • Вам звонили!
• Будь в курсе
• Кто звонил?
Будь тактичен!
|
Студия «Проба пера» |
|
|